Top.Mail.Ru

КАК ВЫБРАТЬ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРА

16.04.2018

Выбор правильного аккумулятора – задача ответственная. Необходимо понимать специфику работы АКБ и особенности в эксплуатации. Чтобы избежать проблем, рекомендую к прочтению эту рекомендацию.

Первое ключевое свойство, которым должен обладать аккумулятор для питания лодочного электромотора, это выдаваемая мощность. Суть заключается в следующем: чем меньше внутреннее сопротивление аккумулятора, тем дольше без потери ёмкости он сможет отдавать постоянную мощность. Поэтому сначала при выборе аккумулятора смотрим на показатель reverse capacity (прямой перевод - «запасённая ёмкость», а по сути это эффективная ёмкость, которую при определенной нагрузке может отдать аккумулятор). При этом интересно, что при высокой нагрузке случается так, что тяговый аккумулятор с ёмкостью 100А*ч менее эффективен чем 75 А*ч аккумулятор с большим значением reverse capacity. Это происходит потому что они имеют разные внутренние сопротивление. Тут хорошо выручает ODYSSEY, так как он обладает минимальным внутренним сопротивлением в классе и гарантирует самую длительную поездку на одном заряде.

Вторым важным показателем является ёмкость аккумулятора: чем она выше, тем дольше будет работать электромотор на полностью включенном дросселе. Важно отметить, что следует подбирать аккумулятор такой ёмкости, чтобы он работал не менее 1 часа. В противном случае токи отдачи для аккумулятора будут слишком велики, и он выйдет из строя раньше, а также будет меньше работать -  напряжение будет раньше, чем требуется, «проседать» под нагрузкой.

Третьим показателем является выбор технологии изготовления электродов: тяговые или стартерные. В данном применении наиболее актуально использовать тяговые аккумуляторы, так как аккумулятор будет почти постоянно сильно разряжаться и ресурс в циклах окажется важным показателем, чтобы аккумулятор прослужил не один сезон.

Интересно отметить, что все три показателя хорошо сочетаются в аккумуляторе ODYSSEY, который изготовлен по технологии пластин из чистого свинца TPPL и обладает как высокими токами отдачи рекордное значение в классе до 2250 ампер, так и исходно высоким ресурсом - в 400 циклов при глубине разряда до 80%. В итоге если вы, например, выезжаете на рыбалку пару раз в неделю весь летний сезон (предположим, 3 месяца) то аккумулятора вам хватит на 12-16 лет.

Для удобства подбора воспользуйтесь таблицей, в которой в левых столбцах указана сила лодочного электродвигателя и его рабочее напряжение, а справа отмечена модель аккумулятора и его рабочее время до 100% глубины разряда при полной нагрузке.

ТАБЛИЦА №1 Зависимость длительности работы мотора от типа батареи ODYSSEY

 

По приоритету я бы выделил следующую последовательность аккумуляторов для питания лодочного электродвигателя:

1. ODYSSEY - для мощных моторов с длительностью работы до 2-х часов.

2. NexSys Bloc - для маломощных моторов с длительностью работы до 4-х часов.

Конечно же, для использования в лодке лучше использовать аккумулятор закрытого типа, чтобы ни в коем случае из аккумулятора не вытек электролит с серной кислотой.

Заряд. Тут, казалось бы, всё просто: заряжать аккумулятор следует на зарядном устройстве. Но здесь существуют и свои «подводные камни». По сути, есть всего два профиля заряда аккумуляторов: для гелевых GEL аккумуляторов и для аккумуляторов с жидким электролитом. Разница лишь в том, какое напряжение выдает зарядное устройство в конце заряда. Именно в конце заряда происходит электролиз воды в электролите, поэтому не хотелось бы чтобы аккумулятор вздулся.

Для 12 вольтовых GEL аккумуляторов мы рекомендуем зарядные устройства с верхним напряжением не более 13,8 вольт. Для аккумуляторов с жидким электролитом можно поднять это значение до 14,4 вольт.

Кстати, ODYSSEY хорош тем, что его можно заряжать на БЫСТРОЙ зарядной установке и даже от генератора машины. Он выдерживает недолгий заряд до 14,4 вольт, так как у него усиленный корпус и новая технология клапана сброса давления, выдерживающего до 2 атмосфер избыточного давления в корпусе (представляете, как в колесе!).

Контроль остаточной ёмкости аккумулятора дело важное, ведь не хочется плыть назад на веслах… Используйте для этого обыкновенный мультиметр. Замерив общее напряжение, вы быстро сможете оценить остаточный уровень заряда аккумулятора. Для вашего удобства прикладываю таблицу. Отмечу, что если аккумулятор уставший, эти значения надо уменьшать, но я думаю вы быстро скорректируете эти данные после пары заплывов ;)

ТАБЛИЦА №2 Зависимость уровня завряда батареи от напряжения

И, напоследок, как хранить аккумулятор для лодочного мотора. Условия хранения определяет электрохимия и специфика технологии свинцово-кислотных аккумуляторов:

А) Их нужно хранить в полностью заряженном состоянии.

Б) Их нужно подзаряжать раз в 1-2 месяца из-за высокого саморазряда.

Если не соблюдать эти два простых правила, то на пластинах образуется необратимый сульфат свинца и его ёмкость сильно уменьшится .

В) Если это аккумулятор с жидким электролитом, то в него надо залить дистиллированной воды.

И здесь опять весомо выделяется аккумулятор ODYSSEY, обладающий рекордно низким значением саморазряда – менее 2% в месяц. Поэтому между сезонами его можно либо не подзаряжать вовсе, либо подзарядить один раз.

Выбирайте правильный аккумулятор и наслаждайтесь любимым хобби! Автор статьи, Александр Логинов.

 

Подписывайтесь на нас:

  • Facebook: Энергоэлемент https://facebook.com/energoelement/
  • Instagram: energo-element
  • Вконтакте: https://vk.com/energoelement2010
  • Telegram: Энергоэлемент https://t.me/energoelement
  • Twitter: Энергоэлемент @energoelement
  • Одноклассники: https://ok.ru./group/53724617703565
  • YouTube: ООО Энергоэлемент

Закрыть
Выбор города
Москва Новосибирск Санкт-Петербург Екатеринбург Самара Челябинск Нижний Новгород Краснодар Пермь Волгоград Красноярск Воронеж Ростов-на-Дону Уфа Казань Омск