Удары складской техники можно и нужно контролировать
Удары, удары, удары… Очень знакомое слово, если мы говорим о тяжеловесной складской технике, ограниченном пространстве и многочасовой рабочей смене персонала.
Давайте же вначале решим, что же такое «удар».
С физической точки зрения, под ударом подразумевается резкое замедление одного объекта (электропогрузчика) о другой объект (стеллаж), при этом сила удара расходуется на повреждение обоих объектов. Следовательно, для определения силы удара необходимо точно измерять изменение ускорения электропогрузчика: если замедление слишком быстрое, то явно техника встретила препятствие.
Наибольшая актуальность контроля ударов для большой складской техники: электропогрузчиков, ричтраков, узкопроходных высотных штабелеров. Представьте, что многотонная техника, которая едет на скорости до 10 км/ч, останавливается об опору стеллажа? Единственное, что действительно будет влиять на повреждение или в худшем случае на обрушение опоры – это масса техники.
Важно отметить и то, что сама техника монолитная, исполненная из толстой, очень твердой стали. Повредить её крайне сложно, – скорее всего, повредится стойка, защитная балка или опора нежели техника. С этой точки зрения, наибольший риск кроется как раз в обрушении стеллажа с товаром, нежели в повреждении техники.
Для контроля за ударами в основу датчика контроля тягового аккумулятора компания STOPiT интегрировала акселерометр (датчик ускорения). Инженеры компании провели серию испытаний и выделили разные величины силы удара, от которых воздействие на электротехнику и стеллажное оборудование имеет или незначительное, или аварийное, или критическое значение.
Почему акселерометр стоит на аккумуляторе? Ответ прост. Тяговый аккумулятор электропогрузчика с грузоподъемностью 1,5 тонны имеет аккумулятор 48V 500Ah с массой 706 кг, а ричтрак снаряжен аккумулятором 48V 775Ah имеет массу 1140 кг. Масса аккумулятора составляет от 30 до 40% от массы техники, при этом техника и аккумулятор являются цельными конструкциями без возможности смягчения удара. Следовательно, сила удара, которая приходится на технику практически полностью воздействует на аккумулятор.
В системе STOPiT удар измеряется в величинах ускорения свободного падения g = 9,8 м/с2. Текущая наработанная практика говорит следующее:
При силах удара электропогрузчика / ричтрака:
- до 2g – повреждения незначительные или отсутствуют.
- до 5-6g – повреждения имеют аварийный последствия их лучше рассмотреть.
- более 6g – высока вероятность критического повреждения.
Пример критического повреждения. Ричтрак без груза на полном ходу врезается в опору здания передней частью, в момент удара мачта за счет инерции вылетает вперед, вырывая оба гидроцилиндра, держащие её – сила удара 10g. На корпусе ни царапины, здание на месте, оператор не пострадал. Но техника непригодна для работы, не говоря о том, что у руководителя склада нервный срыв. Формальный итог удара: стоимость ремонта 880 Евро, ожидание запчасти 2 месяца.
Однако случаи, когда многотонная техника поворачивается и сносит защиту опоры противовесом, упирается в стеллаж, сминая его, втыкается в защиту при замедлении – не будут зафиксированы как удар, так как фактически не было резкого изменения ускорения, и, следовательно, акселерометр не зафиксирует удар.
Контроль ударов техники в системе STOPiT является дополнительной функцией, дисциплинирующей водителей техники: она позволяет «поймать за руку» водителя, несознательно, обращающегося с оборудованием. А благодаря сводке в системе всех данных об ударах руководитель склада получает отличный инструмент для дистанционного контроля бережности обращения персонала с техникой.
Автор статьи